Живопись, скульптура и декоративно прикладное искусство
1. Виды искусства
Одной из основных задач нашего общества является формирование культуры личности, которое невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных обществом в процессе своего существования. А потому необходимость изучения основ истории искусств становится очевидной.
Для того чтобы наиболее полно понять искусство определенной эпохи необходимо ориентироваться в искусствоведческой терминологии, знать и понимать суть каждого из видов искусств.
Здесь собрана информация необходимая для первичного представления об основных понятиях в искусстве.
«Жизнь коротка. Искусство бесконечно.»
© Оскар Уйалд
Виды искусства — это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).
Чаще всего в искусствоведческой литературе выделяют три группы.
В первую — входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа — изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, архитектура, фотография.
Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция — музыка, литература.
Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами — хореография, театральное искусство, киноискусство.
Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных ви-дов искусства.
- 2. Характеристика видов искусства
- «Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания.»
- © Николай Васильевич Гоголь
- I. АРХИТЕКТУРА
Архитектура (греч. «architecton» — «мастер, строитель») — монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.
Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства.
Основа архитектурной композиции — объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий.
Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность.
II. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Изобразительное искусство — группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура. Рассмотрим каждый из видов в отдельности.
ГРАФИКА
Графика (в переводе с греческого — «пишу, рисую») — это, прежде всего, рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Графика основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.
https://www.youtube.com/watch?v=8Y4wvCui50U\u0026pp=ygVo0JbQuNCy0L7Qv9C40YHRjCwg0YHQutGD0LvRjNC_0YLRg9GA0LAg0Lgg0LTQtdC60L7RgNCw0YLQuNCy0L3QviDQv9GA0LjQutC70LDQtNC90L7QtSDQuNGB0LrRg9GB0YHRgtCy0L4%3D
Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу.
В процессе исторического развития в рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками — пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными красками -акварель и гуашь. В различной литературе по искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В одних источниках: графика — это вид живописи, а в других — это отдельный подвид изобразительного искусства.
- «Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия- это живопись, которую слышат.»
- © Леонардо да Винчи
- ЖИВОПИСЬ
- Живопись — плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность; изображение реального мира, преобразованное творческим воображением художника.
- Живопись подразделяется на:
— монументальную — фреска (от итал. Fresco) — живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта — цветное прозрачное стекло.), керамических плиток.
— станковую (от слова «станок») — полотно которое создается на мольберте.
Живопись представлена разнообразными жанрами (Жанр (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis — род, вид) — художественное, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.):
Портрет — основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.
Пейзаж — воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.
Натюрморт — изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.
Исторический жанр — рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.
Мифологический жанр — картины написаны на сюжеты мифов, сказочные и былинные темы. Этот жанр зарождается в позднеантичном и средневековым искусстве, когда греко-римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными рассказами с нравственно — аллегорическим содержанием.
Бытовой жанр — отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса, иногда такие картины называют полотнами жанровой живописи. Этот жанр достиг расцвета в европейских национальных школах в XVI–XVII вв.
- Иконопись (в переводе с греческого «молитвенный образ») — основная цель направить человека на путь преображения.
- Анимализм — изображение животного, как главного героя художественного произведения.
- «Скульптура — искусство выпуклостей и впадин.»
- © Огюст Роден
- III. СКУЛЬПТУРА
- Скульптура — пространственно — изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах.
Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.
- Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:
- горельеф — высокий рельеф,
- барельеф — низкий рельеф,
- контррельеф — врезной рельеф.
- По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.
Монументальная — используется для украшения улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т. п. К монументальной скульптуре относятся: памятники, монументы, мемориалы.
- Станковая — рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.
- Декоративная — используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).
IV. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.
Декоративно-прикладное искусство — вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.
К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость.
Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др.
Основная характерная особенность предмета ДПИ — декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.
Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.
Важной составляющей декоративно — прикладного искусства являются народно-художественные промыслы — форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.
Виды ИЗО Архитектура Скульптура Графика Живопись Декоративно-прикладное искусство
Шарден Графин, серебряный бокал и фрукты
Франс Снейдерс Натюрморт с собакой и её щенками
Натюрморт с атрибутами искусства Шарден
Историческая сюжетно-тематическая картина Суриков — Покорение Сибири Ермаком
Батальная сюжетно-тематическая картина Верещагин Василий Васильевич (1842-1904), русский художник, мастер батальной картины
Бытовая сюжетно-тематическая картина С. Григорьев. Вратарь
Сказочно-былинная сюжетно-тематическая картина В.Васнецов «Ковер-самолет
Религиозно-мифологическая сюжетно-тематическая картина Н.Пуссен Танец под музыку времени
Городской пейзаж Бульвар Монмартр в Париже К. Писсарро
Сельский пейзаж Саврасов А.К. Грачи прилетели
Индустриальный пейзаж Юнтунен С.Х. индустриальный пейзаж
Архитектурный пейзаж
Проверь себя
1 2 3 4
8 5 6 7
12 9 10 11
Заполни таблицу
Виды изобразительного искусства
Понятие искусства как формы выражения общественного сознания, очень сложно. Различные источники по-разному относятся к тем или иным видам искусства.
Также можно встретить отличающуюся классификацию у искусствоведов, педагогов и ученых.
Говоря о том, к какому виду искусства относится само изобразительное искусство, правильнее назвать его пластическим, или пространственным. Это определенные образы, объединенные зрительным восприятием.
Поэтому, прежде всего к видам изобразительного искусства относятся такие, которые создаются на плоскости или в пространстве, имеют конкретную форму, структуру, выраженную образность, воспринимающиеся зрением.
Среди самых известных следует назвать живопись, скульптуру, графику и фотографию. Архитектура и декоративно-прикладное искусство также считаются изобразительными, хотя для них характерны немного другая образность и выразительность.
Кино – это симбиоз зрительного и слухового восприятия.
Такие различные виды изобразительного искусства все равно объединены одним. Это непосредственное восприятие единого художественного образа, передача мысли через цвет, форму и пространство.
- Отличие в средствах выражения художественного образа в различных видах изобразительного искусства
- Виды искусства
- Жанры изобразительного искусства
Живопись
Живопись можно назвать основным видом изобразительного искусства. Именно о ней думает большинство людей, когда слышит слово «изобразительный».
В большинстве случаев живопись – это донесение зрительного образа на плоской поверхности с помощью красок, света и цвета. Это не обязательно холст. Живопись развивалась достаточно долго, и первыми ее проявлениями следует считать роспись стен, досок, вазопись.
В некоторых случаях кроме живописи отдельными видами изобразительного искусства считают иконопись и графику. Действительно, их выразительные средства серьезно отличаются от живописи. Другой цвет, форма, нанесение, штрихи. Но всех их объединяет плоскость, важность света и цвета, наличие рисунка.
В живописи рисунок обязательно дополняется цветовым решением, а в графике он становится основой. Для иконы характерно использование стандартного, шаблонного рисунка, цвет же используется в качестве символики. Также приближены к живописи мозаика и витраж, а зачастую их относят к этому виду искусства.
Стили живописи
Графика
Виды и жанры изобразительного искусства переплетаются настолько, что выделить некоторые из них довольно сложно. Кто-то ставит графику в один ряд с живописью, кто-то считает ее малой частью живописи.
Графика близка к живописи по выполнению задачи донесения художественного образа с помощью зрительного восприятия. Но есть и отличительные особенности. Основным средством здесь становится однотонный рисунок, состоящий из линий, пятен или штрихов. Роль цвета отходит на второй план. Различают несколько типов графики:
- станковая (имеющая самостоятельное значение в качестве предмета искусства);
- книжная (обычно единая с литературным произведением);
- журнально-газетная;
- плакатная (предназначенная для агитации);
- прикладная (на этикетках, марках и пр.).
Гравюру правильнее будет назвать подразделом графики как вида изобразительного искусства. Это графика, поставленная «на поток». Для ее изготовления используются специальные гравировальные доски, которые могут воспроизводить рисунок несколько раз.
Сама доска изготавливается из металла, дерева, керамики, других плотных материалов. А изображения печатаются на бумаге, пергаменте, ткани, дереве. Краска наносится на шаблонную доску, а рисунок отпечатывается на другом материале. Причем гравюра может быть как однотонной, так и цветной.
Или в последствие однотонный рисунок раскрашивается вручную.
Графика с использованием штриха и печатная графика с возможностью раскрашивания
Скульптура
Скульптура как вид изобразительного искусства представляет собой пространственно-объемное выражение художественного образа. Главным здесь становится объем и пластика. Свет и цвет не столько важны, хотя для некоторых мастеров играют значительную роль.
Преимущественно в скульптуре отображаются изображения человека. Это и полностью круглые формы, фигурные композиции, статуи, бюсты, рельефы. Менее распространены скульптуры животных, мифических существ. В основном они становятся лишь дополнением образа.
Скульптура подразделяется на несколько видов:
- станковая;
- монументальная;
- декоративная.
Скульптура предполагает использование материала, который поддается обработке. Это то, из чего можно лепить, вырезать, вырубать, формировать и т. д. Скульптуры бывают цельные, а также собранные. В прошлом скульптуры всегда делались вручную. Но современные цифровые технологии позволяют создавать объекты другими способами, в том числе с помощью 3D печати.
Огюст Роден. Мыслитель
Архитектура
Основными видами изобразительного искусства долгое время считались живопись и скульптура. Художником называли только человека, который либо рисовал, либо создавал скульптуры.
Но архитектура давно стала не только способом создать жилое или техническое строение, но и способом донести до человека определенный художественный образ. Постройки становятся не только удобными и функциональными, но и красивыми.
Кроме того, к архитектурным сооружениям относят не только здания бытового и общественного назначения, но также открытые и природные пространства, комплексы построек, террасы, монументы, набережные и пр.
Многие виды архитектурных сооружений сочетают в себе массу видов искусства. Живопись, скульптура, мозаика, графика – все это органично соединяется, создавая действительно неповторимые художественные образы. К архитектурному относят также и монументальное искусство, в том числе памятники и монументы.
Фотография
Фотография – отражение реальности на пленке с помощью света. Причем реальность может быть как натуральной, так и искусственно созданной. Простые фотографии реального мира давно конкурируют с созданными вручную композициями, которые затем фотографируются.
В последнее время получила распространение цифровая фотография, в том числе и создаваемая с помощью нейросети. Многие объекты уже относят к произведениям искусства, художники-фотографы выпускают массы изображений, проводят собственные выставки.
Визуальные художники объединяют фото, картины, зарисовки. Иногда сложно сказать, написана ли картина от руки, сделана ли с помощью фото или компьютерной графики. Цифровые технологии давно стирают грани между художниками, фотографами и фоторедакторами.
Киноискусство
Кино это не совсем чистое изображение. Его скорее следует назвать изобразительно выразительным видом искусства. Образное решение здесь синтетично, объединяя в себе несколько приемов. Зрительные решения сочетаются со слуховыми, художественные образы воплощаются с помощью игры актеров.
Кино возникло после создания фотографии, когда в XIX веке появились аппараты, умеющие снимать на пленку объекты в движении. Изначально это было только зрительное искусство, звук был добавлен намного позднее. Причем звук не снимался заранее – подходящую музыку при показе немого кино исполнят специальный человек, тапер.
При этом все объекты были реальными, настоящими – снималось только документальное кино. Воплощать выдуманные образы с помощью актеров решились позднее. Звукозапись появилась только в 30-х годах, тогда и киноискусство вышло на новую ступень развития. Музыка, голос, дополнительные звуки стали органической составляющей фильма.
Главные виды изобразительного искусства в кино играют важную роль. Используются как натуральные, так и постановочные декорации, архитектурные композиции, скульптуры, элементы декора.
Специалисты должны уметь владеть светом, понимать цветовые ощущения для достижения полноты образа. Одной из разновидностей кино также является мультипликация.
И здесь умение рисовать, создавать мини скульптуры или предметы ДПИ, соединять различные виды графики, как вручную так и с помощью компьютера имеют большое значение.
Специфика кинопроизводства, как и архитектуры в том, что творцами становятся сразу несколько людей, объединяемых общей целью – донести художественный замысел до другого человека. И если написать картину или создать скульптуру может один человек, то в случае с данными видами искусства это практически невозможно.
Декоративно-прикладное искусство
Произведения декоративно-прикладного искусства в большинстве случаев также называют изобразительными. Ведь для них характерно зрительное восприятие.
Причем изначально ДПИ это оформление обычных бытовых предметов, имеющих практическую ценность, в более эстетичном варианте.
Это изделия из практической сферы жизни человека – предметы мебели, игрушки, украшения, посуда, оружие и прочее, несущие в себе не только функциональность, но и радующие глаз.
Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от того времени, в которое были созданы. Они соединяются с укладом жизни творца, его знанием истории, национальных и культурных традиций.
При этом декоративные изделия в настоящее время это не только отголоски прошлого и знания предков. Современные технологии и промышленность заставляют творческих людей создавать нечто совершенно новое, используя уникальные материалы, которых не было ранее.
В том числе, многие художники используют не перерабатываемые отходы в качестве объектов, украшающих обычную жизнь и улучшающих быт.
Археологические раскопки показывают, что даже самые далекие предки стремились украсить свой быт красивой посудой, интересными игрушками для детей. Наибольшее развитие декоративно-прикладное искусство получило в эпоху барокко и классицизма. Человек стремился украсить все вокруг себя. Прежде всего это были росписи, орнаменты на предметах быта, одежде, в интерьере.
Лепнина и рельефные изразцы, керамика, чеканка на металле. Декоративные скульптуры, несущие вспомогательную роль – статуи-фонтаны, кариатиды, атланты, так и мелкие скульптурки из фарфора, металла, мрамора как элемент декорации жилья. Создаются уникальные ритуальные предметы, ювелирные украшения.
Со временем часть декоративно-прикладного искусства становится составляющей дизайна.
Говоря о том, какие виды изобразительного искусства являются главными и важными в тот или иной период времени, следует понимать, что их роль исторически и географически менялась и меняется до сих пор. Более того, современное искусство давно научилось соединять несколько видов изображений. Живопись может стать бесцветной, а скульптура абсолютно плоской.
Рисунок вручную и фото объединяются с помощью компьютерной графики. Кино сочетает в себе массу других видов восприятия. Многие виды изобразительного искусства настолько перемешались, что выделить четкие критерии их разделения становится невозможным.
Но общим для них все равно остается возможность зрительного восприятия, различные оттенки цвета, света и объема, воспринимаемые в пространстве.
2.3 . Скульптура , живопись , декоративно — прикладное искусство
-
С культовой архитектурой связаны такие
виды искусства Киевской Руси , как
живопись -
( мозаики , фрески , иконопись , книжная
миниатюра ) и резьба (рельефы ) . -
Восточно церковь , преследуя язычество
, запретила объемную скульптуру ,
поэтому пластическое искусство
развивалось в виде рельефов и барельефов
. Рельеф ( фр. relief , от лат
. relevo — поднимаю ) — это
скульптурная композиция выполнена на
плоскости и связана с фоном .
Различают
высокий рельеф ( горельеф ) и низкий (
барельеф ) . для рельефов использовали
мрамор или розовый шифер , из которых
изготовляли резные плиты с орнаментальным
и тематическим оформлением .
Такими
плитами украшали парапеты хоров
Софиевского и Михайловского Златоверхого
соборов , Киево — Печерского монастыря.
Историческую и культурную ценность
представляет саркофаг Ярослава Мудрого
( XI в. ) , Что хранится в
Софийском соборе .
Он изготовлен из
белого мрамора , покрытый растительным
орнаментом с христианской символикой.
В XII в . , Когда сложились
местные художественные школы , скульптуру
широко использовали в декоре фасадов
сооружений. интересным образцом
черниговской пластики является капитель
Борисоглебского собора с изображением
семаргла
( мифического птахособакы ) , хотя наиболее
распространенным орнаментом был акант
, заплетенный в корзины .
Барельефная скульптура была распространена
и в миниатюрных иконах , которые вырезали
из розового шифера. Шедевром миниатюрной
каменной пластики является икона «
Уверование Фомы» , которая хранится в
Киевском историческом музее.
С культовой архитектурой связан и
монументальная живопись в форме мозаик
и
фресок. Мозаичные изображения выкладывали
из разноцветной ( 177 оттенков ) смальты
(сплава свинца и стекла) на полу и стенах.
Мозаиками основном украшали вогнутые
и выпуклые поверхности — апсиды , купола
, своды , арки.
Мозаиками украшены алтарь
и купол Софиевского собора , в частности
в круглом медальоне — поясное изображение
Христа — Пантократора ( Уседержателя )
( d = 4,1 м) , Марии Оранты ( d
= 5,45 м).
технология изготовления
разноцветной смальты была очень сложной
и дорогостоящей , особенно золотой
смальты , а именно искусство требовало
большого умения . Поэтому более
распространен был фресковая роспись ,
который выполнялся минеральными красками
по сырой штукатурке.
Цветовая гамма
древних фресок строилась на сочетании
темно — красных , желтых , оливковых ,
белых тонов и голубого фона. Фрески были
своеобразной « Библией для неграмотных
» : на них три цикла изображений —
евангельские , библейские и житийные .
На западной части храма подано светский
роспись ( Ярослав Мудрый и его семья ) ,
что не было характерно для византийского
канона. Сохранились несколько фресок
Михайловского Златоверхого собора ,
разрушенного в 30 — х гг ХХ в . ; Фресковая
комплекс Кирилловской церкви, отличается
большей яркостью цветов и динамизмом
( «Страшный суд » , «Ангел срывает небо»
, «Святые воины »).
Вместе со строительством храмов
развивался культовый станковая живопись
, в частности
иконопись. Если мозаики и фрески
демонстрировали триумф христианства
, то иконы были Поклонная , к ним молились
, надеялись найти исцеление . Образы ,
воплощенные в иконах ,считались образцом
моральной чистоты и одухотворенности.
Первые иконы были завезены из Византии
и Болгарии , но в XI в.
появились собственные иконописные
школы. Известной иконописной мастерской
была Печерская , где творили первые
русские иконописцы — Григорий и Алимпий
(конец XI — нач. XII
в . ) .
Первой русской иконой считают
икону Дмитрия Солунского, написанную
на заказ Изяслава Ярославича , когда он
отстаивал свое право на великокняжеский
престол , поэтому святой изображен с
мечом , символом власти .
произведений
древнерусской иконописи сохранилось
очень мало , большинство из них хранится
в Третьяковской галерее в Москве : «
Ярославская Оранта » , «Св. Борис и Глеб
» , « Благовещение» , «Дмитрий Солунский
» , «Владимирская Богоматерь » и др. .
Высокого уровня достигло декоративно
— прикладное искусство Киевской Руси,
объясняется развитием ремесел , торговли
. Изделия из металла , дерева , кости ,
камня , глине не просто удовлетворяли
потребности людей , но и украшали их
жизни. Характерным для произведений
прикладного искусства был растительный
орнамент , в отличие от геометрического
византийского .
С принятием христианства возникают
новые формы в искусстве, в частности
художественное шитье (шитье золотом ,
серебром , шелком различных предметов
религиозного обихода, а также одежды).
При Андреевском монастыре внучкой
Ярослава Мудрого Анной была основана
школа , где обучали искусству шитья
золотом и серебром. Ткачество было
известно славянам с древних времен.
Женщины пряли пряжу из льна и конопли
, изготавливая полотно на кроснах .
-
Грубое полотно называлось скатертью ,
а позже начали изготавливать тончицю
, паволоку , а также разнообразные пряжки
ткани — полавочники , скатерти , убрусы
. -
Высокой эстетикой и техникой исполнения
поражает ювелирное искусство — изготовление -
серебряных и золотых браслетов , колец
, диадем , колтов , пряжек , пуговиц ,
нагрудных крестов , медальонов и других
украшений , а также разнообразной посуды
, конской сбруи , оружия. -
Ювелирным мастерам были известны
различные техники работы с металлом :
чернь , инкрустация , чеканки ( чеканка
) , скань (создание узора из тонких
металлических нитей ) , зернь ( напайки
мелких металлических шариков ) , техника
перегородчатой эмали , филигрань .
Художественное творчество русских
мастеров высоко ценили и в других
странах. Так , немецкий монах Теофил (XI
век ) , изучавший художественные ремесла
разных стран , ставил Киевскую Русь на
второе место в мире после Византии ,
впереди Италии , Франции , Германии и
Англии. Он считал , что путь совершенствования
эмали и черни открыла Русь.
Распространенным
видом прикладного искусства было ковки
и чеканки золота , серебра , меди и др. .
металлов. Прекрасным образцом этого
искусства есть ворота Суздальского
собора ( XIII) , где наряду
с библейскими изображены языческие
существа, стерегут вход.
с кузнечного
выделилась Оружейная дело — изготовление
оружия для князя и его войска — мечей ,
копий , щитов , шлемов , кольчуг , луков
, снаряжение для всадников . Это была
уникальная оружие , изготовлена с
помощью сложной металлургической
техники с применением в отделке
драгоценных металлов. В XI-XII
вв .
Киевская Русь становится главным
поставщиком оружия в Северную и
Центральную Европу , а также на восток
, в Арабский Халифат .
2.4 . Музыкальное искусство Киевской
Руси
В Киевской Руси существовали три
музыкальные культуры разного происхождения
и назначения — народная , профессиональная
( инструментальная ) и церковная музыка
(церковные песнопения) .
Записей народной музыки периода Киевской
Руси не существует , воспроизвести ее
невозможно.
Происходит она с языческих времен и
связана с календарно — обрядовой поэзией
( колядками , щедривками , веснушками ,
русалиями , купальскими песнями ) , с
трудовой деятельностью ( обжиночные
песни ) , брачно — семейными отношениями
(свадебные песни ) и даже со скотоводством
, охотой , вищунством .
Носителями
народного искусства были скоморохи ,
которые сочетали качестве актера ,
танцора , певца , музыканта — инструменталиста
, акробата .
они были постоянными
участниками народных развлечений ,
праздников , торжественных событий ;
нередко их приглашали в боярских и
княжеских дворов , хотя церковь осуждала
это .
Князья содержали при дворе профессиональных
музыкантов — инструменталистов , певцов
, танцоров. На одной из фресок Софийского
собора изображен большой придворный
оркестр из 11 музыкантов. Музыка
сопровождала также ратные походы
княжеских боевых
жен . Особую роль здесь играли трубы и
бубны .
Богатство и разнообразие инструментов
свидетельствуют о высоком уровне
музыкального
искусства. В Киевской Руси были
распространены такие инструменты :
струнные — гудок , дерг , лютня , гусли ;
духовые — рога , трубы , трубы , свистки
, свирели , дудки , жалейка , волынки ,
органы ; ударные — бубны , тарелки ,
колокольчики , погремушки .
На музыкальной культуре Киевской Руси
сказалось влияние Византии , откуда
пришла церковная музыка , гимнография
, система нотации и записи музыки.
Чрезвычайно распространился церковный
пение , в котором господствовали жанры
канона и кондаки . Его основой стало
восьмигласся , когда каждый из восьми
гласов ( ладов ) имел свои мелодические
формулы , напевы , тексты . церковное
пение
был монодичнои , акапело ( без музыкального
сопровождения) , имел два стиля –
Кондакарное ( сольный , с достаточно
сложной мелодикой , рассчитанной на
профессиональное выполнение ) и
знаменательный ( хоровой , речитативный
, ему присуща величество , универсальность
, удобство записи).
В Киевской Руси появились центры обучения
пению . Это, в частности , большой хор и
школа при Десятинной церкви , двор
деместикив — певцов — солистов , которые
были одновременно дирижерами и учителями
пения . Важную роль в формировании и
распространении музыкальной традиции
играла Киево -Печерская лавра . Среди
известных мастеров церковного пения
следует назвать деместика и
песенника Стефана.
Древним видом музыкальной культуры
является дзвонна музыка. Звонами сообщали
о нашествии врага , пожары, военные
победы , созвали народное вече.
Итак , культурное развитие Киевской
Руси находился на высоком уровне , более
высоком
ряда европейских государств. Культурный
бум вызвали процессы построения ,
принятия
христианства и собственная культурная
традиция. Древнерусская культура
занимала значительное место в культурной
жизни Европы , выступала частью единой
средневековой цивилизации.
"Виды и жанры изобразительного искусства"
- Лукашова Татьяна Владимировна, учитель изобразительного искусства
Разделы: МХК и ИЗО
Дорогие ребята! Сегодня мы начинаем изучать новую тему: “Виды и жанры изобразительного искусства”. Мир искусства богат и сложен.
Мы рассматриваем живописные полотна, в музеях рассматриваем статуи, слушаем музыку, читаем литератур, удивляемся красоте старинных построек, следим за театральным выступлением артистов, смотрим кинофильмы.
И это разные казалось бы явления называются одним словом — искусство.
Искусство (от старославянского слова искоусити) – это художественное творчество в целом. Когда говорят о видах искусства, имеют в виду различные произведения, которые могут быть объединены по какому-то общему для них признаку. Основными видами искусства является: архитектура, живопись, графика, прикладное искусство, литература, музыка, кино, танец, фотография театр и т.д.
Сегодня наша задача познакомится с видами изобразительного искусства. Основными видами являются:
- Живопись (работа выполненная в цвете, красками, на плоскости)
- Графика (работа выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок)
- Скульптура (работа выполненная в объеме путем высекания, лепки, отливки)
- Архитектура (искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений)
- Декоративно-прикладное искусство (искусство украшать)
До XIX века тремя главными видами считались:
- Архитектура (зодчество)
- Скульптура (высекание)
- Живопись (писать живо)
Затем появился еще один вид искусства
скульптура
(лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную, трёхмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.
живопись
, вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.
архитектура
(лат. architectura, от греч. architéktôn — строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (а также их комплексы), создающие материально организованную среду.
графика
(греч. graphikë, от gráphô — пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями…
декоративно-прикладное искусство
, область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.).
(Для закрепления материала показ слайдов)
- Жанры изобразительного искусства.
- Жанр – вид художественных произведений, характеризующийся определенными темами. (показ слайда)
- К жанрам изобразительного искусства относятся:
- Пейзаж – изображение природы(слайд). Бывает:
- Морской
- Деревенский
- Архитектурный
- Городской
- По временам года
- Натюрморт – изображение предметов: цветов, дичи, утвари(слайд)
- Портрет – изображение человека (слайд)
- Анималистический – изображение животных(слайд)
- Бытовой — изображение жизни людей (слайд)
- Батальный – изображение военных действий (слайд)
- Сказочно-былинный – изображение сказочных героев (слайд)
- Исторический – изображение исторических событий (слайд)
Вот мы и познакомились с видами и жанрами изобразительного искусства. Для закрепления материала ответим на вопросы:
- Какие виды изобразительного искусства вы знаете? (Ответ: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно – прикладное искусство)
- Какие виды были одни из первых? (Ответ: живопись, скульптура, архитектура)
- Что такое живопись? ( Ответ: работа выполненная в цвете, красками, на плоскости)
- Что такое графика? ( Ответ: работа выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок)
- Что такое скульптура? ( Ответ работа выполненная в объеме путем высекания, лепки, отливки)
- Что такое декоративно-прикладное искусство? ( Ответ: искусство украшать)
- Что такое архитектура? (Ответ: искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений)
- Что такое жанр изобразительного искусства? (Ответ: вид художественных произведений, характеризующийся определенными темами)
- Какие жанры изобразительного искусства вы знаете? (Ответ: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический, бытовой, батальный, сказочно-былинный, исторический)
- Сколько видов пейзажа бывает? (Морской, деревенский, архитектурный, городской, по временам года)
Задание на дом:
Подготовить сообщение об одном из видов изобразительного искусства.
Приложение 1
9.03.2010